ПЭК в СМИ

Полет нормальный
Полет нормальный

Беспилотные летательные аппараты, еще вчера считавшиеся «игрушкой для футурологов», изменяют рынок коммерческой недвижимости, ритейл и логистику. Эксперты убеждены, что уже через пять лет для некоторых сегментов дроны станут «вечными двигателями».

Торговая недвижимость и ритейл

Сергей Гудков,
управляющий партнер компании «Инициум», председатель digital-комитета ассоциации маркетинга в ритейле POPAI Россия

Что нового?

Самое перспективное изобретение – это недавний патент Amazon на летающий склад. Изначальная идея в том, чтобы использовать некий дирижабль, парящий на высоте 15 км. На этом воздушном судне будет склад товаров. При размещении заказа покупателем дрон, или беспилотный летательный аппарат, будет спускаться вниз и доставлять «посылку» с заказом. Как понятно из бизнес-процесса, товары должны комплектоваться непосредственно на дирижабле. Летающие дроны на борту дирижабля будут поддерживать связь друг с другом через многоканальную сеть, обмениваясь информацией о погодных условиях и маршруте.

Подзаряжаться беспилотные летательные аппара- ты смогут на парящей платформе. Сам дирижабль постоянно находится в воздухе, а дозаправка топливом и пополнение складских запасов будут производиться с помощью регулярных челноков. Такое решение, на мой взгляд, будет неплохо работать в американских или европейских мегаполисах.

В целом, дроны будут полезными в тех отраслях, где сокращение логистических расходов является приоритетом. Это розничная торговля, обеспечение безопасности и правопорядка, общественный мониторинг.

На данный момент в развитых странах стоимость ручного труда выше, чем, например, в Восточной Европе или странах Азии. Таким образом можно сократить расходы на охранников, курьеров и даже частично на полицейских, наделив данными функциями автоматизированных дронов.

В Японии и США через пару десятков лет сильно сократится доля работников‑курьеров. Кроме того, снизится численность сотрудников дорожной инспекции, выписывающих штрафы за неправильную парковку. Эти функции за меньшую стоимость в состоянии выполнять дроны.

Отдельно отмечу обслуживание автомобилей, а точнее – электромобилей. Даже в США не везде есть станции зарядки экологичных авто. На случай опустошения аккумулятора электромобиля компания Amazon, например, предусмотрела сервис мобильной подзарядки при помощи дронов. В США уже зарегистрирован соответствующий патент.

Какие сложности?

Способы применения летательных аппаратов в розничной торговле в частности, и в экономике в общем, тесно связаны с законодательными ограничениями. Например, в Грузии с сентября 2017 года действует закон, регулирующий работу дронов. В нем четко прописаны классы летательных аппаратов, возможности их применения и кем могут управляться эти самые летательные аппараты. Сейчас в Грузии нельзя купить дрон и начать им пользоваться. Нужно сначала сдать экзамен и получить лицензию, по аналогии с водительскими правами.

Могут быть и естественные ограничения, такие как неблагоприятный климат, неготовность инфраструктуры. Отдельно я бы отметил готовность самих потребителей платить за услугу беспилотной автоматической доставки. Даже в США это еще новинка, задействованная лишь в отдельных пилотных проектах.

Что мешает активно использовать дроны для доставки товаров в России? Во‑первых, погода. Снег, минусовые температуры и суровый климат значительно повышают риск аппарата не долететь до адресата. Не секрет, что пока не существует всепогодных доронов. Возможность полета в разных погодных условиях зависит от характеристик конкретной модели. Одно дело доставлять товары в солнечной Калифорнии, другое дело в – 30 ° С где-нибудь в Тюменской области.

Второе – инфраструктура и готовность общества принимать летающие над их головами аппараты. Когда в классической одноэтажной Америке идет доставка любого товара, вам просто разгружают его на лужайку. Это просто, логично и понятно.

Если адресат живет на 19-м этаже многоквартирного дома, где сотня квартир, т. е. сотня адресатов – это совершенно другая ситуация. Себестоимость доставки в этом случае будет больше, сложность доставки – выше, риски потерять товар и/или дрон тоже велика.

А что в будущем?

На мой взгляд, история про автоматизированную доставку товаров должна хорошо прижиться в развитых странах. Рассчитывать на внедрение таких процессов в российском ритейле наивно.

В ближайшие 10–15 лет в России дроны будут использоваться только в качестве фиксации происходящего. О доставке роботами от российских ритейлеров остается мечтать.

Уже сейчас в Европе есть пилотные проекты, когда торговый центр становится маркетплейсом. То есть на сайте торгового центра есть возможность выбрать и заказать все товары, представленные в ТЦ арендаторов. Насколько мне известно, такого рода проекты готовятся и в России. Компания ADG не так давно приобрела несколько десятков кинотеатров в столичном регионе и собирается делать похожую историю. Но, снова же, организуя доставку дронами, нужно понимать и подстраиваться под сложности с погодой, сложной местности и организационными сложностями по внедрению инфраструктуры для беспилотных летательных аппаратов.

Кроме того, они могут выполнять функцию документирования страховых случаев. Например, беспилотные аппараты имеют возможность быстро фиксировать случаи ДТП и передавать информацию в полицию.

Склады

Ольга Лемуан,
руководитель проектов FM Logistic

Что нового?

Дроны наиболее востребованы в нашем сегменте для инвентаризации стока с сокращением времени инвентаризации, увеличением скорости считывания/обмена информацией и повышения уровня безопасности при проведении инвентаризации, а также мониторинга собственных товарных потоков. Кроме того, конечно же, для доставки товаров конечному потребителю, в особенности в труднодоступные районы; при строительстве складских комплексов. Им отведена и вспомогательная роль в логистике для обеспечения/отслеживания безопасности крупных складских территорий.

Какие сложности?

Сложности законодательного урегулирования воздушного пространства – разрешенные полетные коридоры вне запрещенных зон или вне жилой застройки.

А что в будущем?

Еще пару лет назад новые технологии казались нереалистичными, но сейчас рынок динамично изменяется, и самые фантастические прогнозы становятся реальностью, сегодняшним днем. Цепочка поставок, логистический мир – все меняется с внедрением новых технологий.

Склады и логистика

Рустам Юлдашев,
председатель совета директоров компании Nawinia

Что нового?

Доставка БПЛА будет наиболее востребована внутри населенных пунктов и в труднодоступные для автомобилей места. Однако вопрос сохранности грузов при таких перелетах пока остается открытым, поскольку доставка дронами носит исключительно сезонный характер, и акты человеческого вандализма тоже имеют место быть.

Кроме того, БПЛА могут доставлять только ограниченное число грузов, которые условно можно разделить на основные категории: книги и канцелярию, корреспонденцию, фармацевтические и косметические товары, продукты питания. То есть, например, для кафе, аптек или книжных магазинов перевозка дронами является перспективным способом экспресс-доставки в определенных районах.

Какие сложности?

Большинство технологий, подразумевающих мобильность, упираются в своем развитии в недостатки существующих элементов питания. За последнее время произошел качественный скачок: вес и стоимость значительно снизились, емкость и мощность выросли за счет применения новых материалов.

Под машинным зрением подразумевается комплекс систем ориентации и видеоконтроля. В автопилотируемых устройствах все чаще стали использоваться лидары (от англ. LIDAR – Light Identification Detection and Ranging — обнаружение, идентификация и определение дальности с помощью света) и видеокамеры высокого разрешения. Для обработки поступающей с них информации стали применяться специализированные микропроцессоры. Например, компания NVIDIA, известный производитель видеокарт, уже поставила на поток системы распознавания препятствий для транспорта с автопилотами.

Вячеслав Тимонин,

IT-советник генерального директора транспортной компании «ПЭК»

Мировой опыт по применению дронов в ряде отраслей уже существует, но на данный момент для российского рынка он пока остается перспективой. Основным препятствием для повсеместного внедрения и использования беспилотников остаются неотработанные нормы и законы, которые должны регулировать применение дронов и ответственность их владельцев.

А что в будущем?

Если говорить о складской логистике, то применение в ней дронов является потенциально интересным. Логистические компании, в частности «ПЭК», могут внедрить дроны для оптимизации таких процессов, как инвентаризация складов, контроль укладки грузов в автопилотируемые фуры, при приемке/выдаче грузов клиентам, для оказания экстренной помощи водителям, охраны. Перспективно использование дронов и в 3PL.

Обращаясь к компании как к 3PL-провайдеру, клиенты хотят получить широкий комплекс услуг, связанных со складской логистикой и транспортировкой, это перевозка, обработка, сортировка грузов, ответственное хранение и складской учет. Ряд этих задач можно также решить с применением БПЛА.

Город и коммерческая недвижимость

Александр Устинов,
директор по развитию компании RD Management

Что нового?

Если под дроном подразумевать беспилотное летающее средство, то ключевые изобретения в этой сфере связаны с увеличением емкости аккумуляторов для увеличения количества часов работы, улучшением работы картографических и навигационных сервисов, а также внедрение в механизмы самообучающегося искусственного интеллекта.

Наиболее частые области применения дронов – транспортировка мелких посылок (доставка), фото- и видеосъемка (как для частного пользования, так и для организаций), а также военные задачи.

В коммерческой недвижимости наиболее востребованы дроны в ритейле (доставка товаров, фото- и видеосъемка в маркетинговых целях) и в складской недвижимости (работа БПЛА на складах). В офисном сегменте эта технология пока применяется преимущественно в эксплуатации объектов и для фото-, видеосъемки новых бизнес-центров – снова же, с целью маркетинга.

В целом дроны вообще хороший вариант для фото- и видеообследования высотных поверхностей объектов (например, для формирования дефектных ведомостей конструктива зданий), наблюдения за периметром (безопасность объектов). Из мировой практики стоит отметить аэротакси дронов в ОАЭ.

Какие сложности?

Сейчас основную сложность представляет законодательный запрет на полеты в крупных городах.

А что в будущем?

Со временем дроны будут заменять человеческий ресурс в тех работах, где это позволит либо сэкономить, либо повысить достоверность информации (видеоконтроль периметра). Также важно применение БПЛА для устранения рисков жизни и здоровью людей: например, дроны способны заменить промышленных альпинистов на высотных зданиях.

Строительная отрасль

С помощью дрона и специального программного обеспечения сегодня можно эффективно контролировать процесс строительства.

Алексей Медников,
директор группы управления строительными проектами КПМГ в России и СНГ

Что нового?

Человеческий фактор – одна из трех ключевых проблем, с которыми сталкиваются строительные компании по всему миру. Трудности возникают как с точки зрения поиска квалифицированных сотрудников, так и с точки зрения контроля за их деятельностью. Развитие технологий и повсеместное внедрение автоматизации, собственно, и заточены под хеджирование этого риска и минимизацию человеческих ошибок. Безусловно, полностью убрать человека из процесса даже самая современная строительная компания, на сегодняшний день, не сможет. Однако уже существуют различные инструменты, позволяющие вовремя заметить и предотвратить огрехи на этапе, когда они еще не стоят организации сотен тысяч долларов.

Если более детально рассмотреть внедрение автоматизации в строительном секторе, в сфере реализации инвестиционных проектов, видно, что везде прогресс идет в сторону еще большего вытеснения человека из процесса.

На этапе проектирования процесс из бумаги полностью мигрировал в область ком-

пьютерных решений, следующий шаг – это 3D-моделирование, которое уже повсеместно применяется в мировом опыте и понемногу проникает на российский рынок. В части формирования бюджета проекта определенный прорыв будет после внедрения технологий аналитики с учетом анализа big data, а по сути, с учетом детальных данных, полученных с фактически реализованных проектов.

На этапе планирования мы давно отошли от составленных вручную сетевых или календарных графиков и используем программные комплексы Spyder, Primavera, Project и т. д. Они сами планируют сроки и ресурсы, исходя из трудоемкости процесса, а в будущем, очевидно, смогут еще выдавать задание механизмам, выполняющим работы без участия человека.

Непосредственно из процесса создания зданий ручной труд исключается очень активно, фактически человек скоро останется лишь в качестве оператора или постановщика задач для машин. Различные строительные механизмы, «принтеры» для строительства, беспилотные автотранспортные средства – именно они в будущем все чаще будут выступать непосредственными строителями на площадке.

Единственный процесс, в котором человек все еще играет очень значимую роль, и в котором чаще всего возникают проблемы, – это учет выполненных работ для целей понимания стоимости, корректировки плана по срокам или проектных данных, в случае изменения объемов или необходимости переделки некачественно выполненных работ. Сегодня все это делают человек и сопутствующая ему субъективность, как в части неэффективности процесса, т. е. искажения данных без злого умысла, так и в части намеренного введения в заблуждение.

Рассмотрим самую типичную ситуацию – нужно принять работу на каком-то этапе строительства.

С одной стороны, есть максимально точные чертежи, документация, 3D-моделирование и другие виртуальные помощники, а с другой – живые люди, которые замеряют территорию, вводят данные, управляют техникой и т. д. Чаще всего для контроля процесса строительства назначается человек, который приезжает непосредственно на стройку, ходит с различными измерительными приборами и проверяет соответствие реального и планового объема. Человеческий фактор здесь может закрасться в любую цифру на каждом этапе проверки. В итоге весь процесс может выглядеть как бесконечные проверки, исправления, новые проверки и новые исправления. В какой-то момент мы задумались, как автоматизировать этот этап и заменить человека с линейкой на кого-то более объективного.

В результате появилась связка «квадрокоптер-программное обеспечение для анализа». Причем в этой связке главенствующую роль отдали именно программному обеспечению, отдав квадрокоптеру лишь роль сборщика данных. Так появился Site Surveyor: с одной стороны, он использует плановые данные (чертежи), с другой стороны, фактические данные, полученные со строительной площадки с помощью дронов. Мы делаем облет площадки с некой периодичностью, необходимой для решения поставленных задач. Далее агрегируем оба источника данных, что позволяет получать большое количество данных, на основании которых мы можем делать различного рода аналитику, как в примерах ниже.

  • Анализировать соответствие фактического положения зданий, сооружений и линейных объектов плановым. Условно, дрон может видеть, корректна ли трасса прохождения газопровода, или корректен ли радиус закругления железной дороги.
  • Считать объем выполненных работ. В первую очередь, безусловно, земляных или иных, отслеживание которых возможно с помощью облета строительной площадки с воздуха. А это как раз и есть объективный инструмент контроля за исполнителем работ.
  • Прогнозировать объемы выполнения работы исходя из фактически выявленных показателей динамики выполнения работы. А это уже некая интеграция с вопросами планирования задач (сроков строительства) и их корректировка в случае выявленных отклонений.

Это самые прикладные задачи, которые в настоящий момент можно решить с помощью дрона. По сути, это только начало пути. Сейчас мы тестируем процессы, которые бы позволили интегрировать данный программный комплекс с программами, которые планируют задачи, синхронизировать с учетом строительных материалов на площадке, отслеживать факт монтажа отдельных строительных конструкций, вопросы техники безопасности, особенно в опасных производственных зонах. В будущем это интеграция с различными вариантами применения технологий VR, которая позволит пройтись по строительной площадке, будучи в любом месте земного шара.

 

Оцените нашу работу