ПЭК в СМИ

Как беспилотные грузовики повлияют на логистику и грузоперевозки?
Как беспилотные грузовики повлияют на логистику и грузоперевозки?
По данным аналитической компании Tractica, в 2017 году мировые продажи беспилотного грузопассажирского транспорта достигли отметки $84 млн. Было продано 343 единицы таких автомобилей, включая пассажирские шаттлы и грузовые машины различной массы и грузоподъемности. Опираясь на свои исследования, аналитики Tractica прогнозируют, что в 2022 году ежегодные мировые продажи автономного коммерческого автотранспорта увеличатся до 188 000 единиц. Но уже сегодня многих интересует, как беспилотные грузовики изменят экономику и нашу жизнь? 

Нет никаких сомнений в том, что коммерческая доступность и принятие автономных транспортных средств изменят работу многих отраслей. В их числе логистика и грузоперевозки, где беспилотные решения имеют весьма широкие перспективы. Представители многих крупных компаний заявляют, что планирует использовать беспилотные технологии при совершении ряда операций. В частности, немецкая почтовая компания Deutsche Post DHL в перспективе сможет наладить доставку посылок при участии автомобилей с автономным управлением. Их разработку компания ведет при участии крупного немецкого производителя автокомпонентов ZF. Заявлено, что в Германии беспилотная доставка Deutsche Post DHL с помощью новых фургонов может появиться уже в следующем году. 

О том, как повлияют на процесс оптимизации движения товаров новые автономные технологии, рассуждают эксперты ведущих логистических компаний. По словам директора по развитию бизнеса FM Logistic, Владимира Серебрякова, автоматизация и роботизация преследуют несколько взаимосвязанных целей: увеличение производительности, сокращение издержек и повышение качества операций. Одновременное улучшение по всем параметрам возможно только при переходе на иную технологическую платформу. Роботизированная логистика как раз и предоставит такую возможность. Оборотной стороной медали является стоимость роботизированных решений, их надежность и способность реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию. 

При этом, многие эксперты придерживаются мнения, что в ближайшие 20-25 лет в логистике беспилотников ждать не стоит. По мнению Вячеслава Тимонина, IT-советника генерального директора транспортной компании «ПЭК», до создания совершенных комплексов автоматического пилотирования еще далеко. Сначала автономные решения появятся в метро и на пригородных поездах, а затем в сфере грузоперевозок. Однако специалисты «ПЭК» следят за всеми инновациями, которые могут повлиять на рынок грузоперевозок. Часть таких решений уже нашли свое применение, что позволило повысить оперативность службы безопасности, увеличить эффективность складской логистики, оптимизировать нагрузку на технику и сократить сроки доставки. 

Не стоит забывать и о конкурентных преимуществах. Как говорит Денис Вавилкин, руководитель отдела информационных систем логистической компании «Даксер»: «С резким развитием направления e-commerce все вынуждены искать новые пути доставки, более быстрые и качественные. Например, уже были проведены успешные испытания дронов по доставке товаров. С каждым годом все передовые технологические компании демонстрируют новые возможности робототехники, показывая нам развитие искусственного интеллекта и машинного обучения. Такая автоматизация позволяет исключить человеческий фактор, тем самым, позволит повысить качество производимой продукции или предоставляемых услуг в зависимости от сферы применения». 

Что касается грузоперевозок, то по прогнозам аналитиков компании BI Intelligence, на дорогах наиболее развитых стран мира уже к 2020 году будут передвигаться 10 млн. беспилотных автомобилей. Специалисты Morgan Stanley, в свою очередь, предполагают массовое использование машин без водителей в 2026 году. При этом полную замену человеческого ресурса на беспилотный эксперты предрекают в перспективе двух десятилетий, что неизбежно отразится на профессии дальнобойщиков. В разработке технологий беспилотного управления Россия почти не отстает от Запада, но насколько велика угроза безработицы для российского рынка, эксперты еще не оценивали. 

Кто сегодня разрабатывает автономные грузовики? 

В мае 2015 года компания Daimler первой в мире получила разрешение от штата Невада на использование своего беспилотного грузовика на его территории. Американскую лицензию получил большегрузный автомобиль Freightliner Inspiration Truck, оборудованный интеллектуальной системой Daimler Highway Pilot для автономного вождения. Сегодня Freightliner Inspiration Truck может самостоятельно двигаться по своей полосе с заданной скоростью, разгоняться и тормозить, поддерживать безопасную дистанцию до движущегося впереди автомобиля и избегать столкновений с автомобилями и предметами, которые могут оказаться у него на пути. Радарный блок, установленный по центру в переднем бампере, проводит мониторинг дороги, как на ближней, так и на дальней дистанции, на расстоянии 70 и 250 метров соответственно. 

Камера системы Lane Keeping Assist через бортовой компьютер взаимодействует с рулевым управлением, благодаря чему автомобиль в автономном режиме может двигаться в своей полосе. Конечно же, первому немецкому беспилотнику еще далеко до совершенного робота. Когда система Highway Pilot оказывается не в состоянии идентифицировать дорожную обстановку, к примеру, в случае дорожных работ или ухудшения погодных условий, водитель должен взять управление на себя. Если он не сможет сделать это своевременно, автомобиль просто остановится. Водительское вмешательство также требуется, когда необходимо свернуть с трассы или поменять полосу движения. Сегодня Daimler активно модифицирует Freightliner Inspiration Truck и собирается вывести свою разработку на рынок уже в 2020 году. 

Пока этого не случилось, предлагаем вспомнить основных конкурентов компании в этой отрасли. В первую очередь к ним можно отнести компании и стартапы: Uber с автономным автомобилем Otto, Volvo, который уже успешно протестировал свой беспилотный самосвал, а также Nikola Motor Company, Peloton, Embark и другие. Среди отечественных компаний наиболее перспективными являются разработки «КамАЗа», который приступил к созданию беспилотного грузовика в альянсе с российским разработчиком софта Cognitive Technologies в 2015 году. Специалисты завода уже изготовили и тестируют на полигоне прототип, способный ездить по заданному маршруту с объездом препятствий или в режиме колонны за ведущим транспортным средством. Запуск серийного производства беспилотников «КамАЗ» запланирован к 2025 году.

Оцените нашу работу