ПЭК в СМИ

Дата публикации 18.01.2018
Электромобили и беспилотники изменят маржинальность автобизнеса
К 2035 году источник дохода в автомобильной отрасли радикально поменяется, а о традиционных автопроизводителях все могут забыть. Это утверждается в исследовании Boston Consulting Group.

Как утверждают аналитики Boston Consulting Group, к 2035 г. на новые транспортные технологии, такие как беспилотные транспортные средства, электрические автомобили и их компоненты, а также сервисы для совместного использования транспорта будет приходиться 40% всех доходов данной сферы. В то же время привычные сегодня источники дохода - такие, как продажа автомобилей, кредитование на их покупку или реализация автозапчастей будут иметь для отрасли в целом все меньшее значение.

По прогнозам Boston Consulting Group, транспортная индустрия продолжит расти: доходы увеличатся с сегодняшних $3,7 трлн до $5,8 трлн к 2035 году. Объемы же прибыли будут увеличиваться на 3% ежегодно — с сегодняшних $226 млрд до $380 млрд к 2035 году, однако бóльшую ее часть будут приносить продажи новых технологий.

Для автопроизводителей все это значит лишь одно: нужно увеличивать инвестиции в ключевые сферы, такие как технологии беспилотного управления, производство батарей питания, создание инфраструктуры для зарядки электромобилей и парков беспилотных такси — все ради того, чтобы получить свою долю грядущей прибыли. «Оригинальные производители автомобильного оборудования попали во вдвойне трудное положение. Им необходимо, с одной стороны, вкладываться в перспективные направления разработок, а с другой — как-то управляться с падающими доходами от привычных продуктов и услуг». – говорит Мишель Андерсен, партнер Boston Consulting Group.

Аналитики указывают, что электрические транспортные средства отличаются более низкой маржинальностью, чем их бензиновые аналоги. А на производстве самых дорогостоящих компонентов в электромобиле — батареи питания уже специализируются другие компании: такие, как Panasonic, LG Chem, NEC, BYD и другие. Поэтому доля прибыли компании-производителя с каждого автомобиля значительно сократится. Одновременно маржа с традиционных бензиновых автомобилей упадет в силу нескольких причин. В частности, автопроизводители будут продавать транспортные средства со скидкой, чтобы привлечь покупателей, а также чтобы избежать переизбытка нереализованный продукции, ведь со временем спрос на беспилотные электромобили будет только расти.

Впрочем, пока использование электрического транспорта связано с рядом трудностей. «Вопрос коммерческого использования электрической тяги на грузовых автомобилях более сложный, чем кажется на первый взгляд, -- говорит Дмитрий Колотильщиков, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic. - Но мы видим, как развивается легковой транспорт и уверенны, что в ближайшем будущем электрические грузовики будут выходить на рынок. Главная трудность – это более сложное и, соответственно, дорогое оборудование коммерческой техники. При эксплуатации легкового автомобиля обычно учитывается перевозка только пассажиров и минимального количества груза, а при пользовании коммерческой техникой на первый план выходит вопрос перевозки грузов: электрический грузовик должен быть приспособлен к перемещению товара с достаточно серьезным показателем грузоподъёмности и запасом хода. Стимулировать развитие электрического коммерческого транспорта, конечно, должны разные структуры. Например, от государства ждут разработки более гибкой политики по налогам, пошлинам и сборам в рамках использования и закупки данного вида техники; от производителей инфраструктуры – формирования полноценной сети зарядных станций сначала в городах, потом на трассах; от производителей электрического автотранспорта – увеличения грузоподъёмности и запаса хода; а также от сервисных станций – наличие квалифицированного персонала, технологий и оборудования для ремонта».

«На сегодняшний день магистральную фуру на традиционном топливе заменить нечем, - соглашается Дмитрий Иевлев, генеральный директор «Авто-ПЭК», автопарка транспортной компании «ПЭК». - Трудно сказать, сколько в действительности будет стоить обслуживание и заправка электромобилей. В этом плане их можно сравнить с транспортными средствами, которые работают на газовом топливе. Газ дешевле бензина, но дополнительные расходы на содержание такого автотранспорта превышают все сэкономленные на закупке топлива средства. Поэтому сейчас коммерческая привлекательность электромобилей не очевидна».

Впрочем, в более отдаленной перспективе электрические транспорт будет иметь явные преимущества. Электродвигатель по сравнению с двигателем внутреннего сгорания имеет ряд преимуществ, - продолжает Дмитрий Иевлев. - Во-первых, это экономичность, так как электричество дешевле бензина и дизеля. Во-вторых, КПД электродвигателя значительно выше, чем у бензиновых аналогов. Также привлекает экологичность такого технического решения».