Обратите внимание! Введены новые правила оформления документов на отправку груза. Узнать подробнее.

ПЭК в СМИ

Дата публикации 30.04.2012
Со скоростью света

Рынок экспресс–доставки почты и грузов в России растет быстрее, чем авиа– или железнодорожные перевозки в целом. Экспресс–доставка — один из наиболее динамично развивающихся сегментов транспортно–логистического рынка в России. Его объем в 2011 году составил, по разным оценкам, от $ 150 млн до $ 800 млн. «На протяжении последних 2 лет отрасль стабильно растет на 15 – 20%, а некоторые наиболее успешные компании демонстрируют еще более высокие темпы — до 40% в год», — отмечает Николай Воинов, генеральный директор международной службы экспресс-доставки посылок и грузов DPD.

Основные игроки рынка — международные компании–интеграторы: DPD, DHL, TNT, UPS и FedEx, а также крупные российские игроки: «СПСР–Экспресс», Pony Express и т. д. Особый игрок — «Почта России» с курьерским подразделением EMS, которые обслуживают каждый населенный пункт России. Помимо этого есть целый ряд региональных курьерских служб, доставляющих почтовые отправления в конкретном регионе.

«Транспортные компании, не имеющие услуг экспресс–доставки, в скором будущем также могут запустить ее», — отмечает Алексей Будюков, директор по маркетингу компании «ПЭК».

Основная доля перевозок — около 70 % — приходится на сегмент b2b. Как правило, это деловой документооборот. Отраслевая структура клиентов достаточно закономерна, отмечают в DHL. Это банки, которым необходима срочная доставка пластиковых карт, документов или POS–материалов; автомобильные компании, для которых доставляют запчасти; ретейлеры, фармацевтические компании, которым необходима срочная отправка клинических образцов.

По статистике, каждые 40 секунд в мире взлетает самолет с экспресс–грузом.

«Для таких клиентов экспресс–доставка — это один из ключевых элементов цепочки поставок, органически встроенный в бизнес», — поясняет региональный директор DHL в Петербурге и Северо–Западном регионе Игорь Лиснянский. Тем не менее, по мнению Алексея Будюкова, в ближайшие несколько лет рынок экспресс–доставки будет расти и развиваться во многом благодаря увеличению сегмента b2c. Одна из предпосылок — рост дистанционной торговли. «Покупка товаров через интернет–магазины пользуется все большим спросом, — отмечает он. —

По статистике, рынок онлайн–торговли вырос за 2011 год почти в 2 раза». Участники рынка ожидают, что в этом году темпы роста рынка экспресс–доставки как минимум сохранятся, т. е. ожидаются те же 15 – 20 % роста. «В связи с непростой экономической ситуацией в мире и замедлением поступления иностранных инвестиций в страну импорт в Россию будет расти медленнее, чем отправления по России», — комментирует Николай Воинов. «Ориентируясь на потребности клиентов, мы ожидаем рост b2b–сегмента около 30 %. А в секторе b2c — не менее 45 – 50 %», — говорит директор филиала «СПСР–Экспресс» в Петербурге и Ленобласти Олег Солодкин. Наряду с бурным ростом рынка есть и ряд нерешенных проблем. Например, вопросы, связанные с регулированием деятельности операторов, отмечают в DHL. Это относится в том числе к таможенному законодательству. Кроме того, говорят в DPD, в стране огромные проблемы с инфраструктурой — дорогами, аэропортами, парком самолетов и автомобилей.