Обратите внимание! Введены новые правила оформления документов на отправку груза. Узнать подробнее.

ПЭК в СМИ

Дата публикации 02.02.2012
Простои на трассе Волгоград–Саратов аукнулись убытками

Последний месяц снежной и холодной зимы принес немало хлопот не только коммунальным службам города, но и отразился на коммерческой жизни Волгограда. Сильнее всех пострадали те, кто тщетно ожидал доставки грузов из Саратова, поскольку только за прошедший месяц трасса закрывалась четырежды и на длительный срок.

«Данная ситуация является форс-мажорной, – отметил директор волгоградского филиала компании «ПЭК» Алексей Дрябин. – Действительно, она коснулась как всех транспортных компаний, совершавших свой маршрут через участок трассы Волгоград–Саратов, так и клиентов.

Могу сказать, что клиенты компании «ПЭК» отнеслись к вынужденной задержке грузов с пониманием, поскольку от неблагоприятных погодных условий никто не застрахован. Непогода может возникнуть внезапно, и никакой вины компании в этом нет. К тому же на цене перевозки, несмотря на дополнительно понесенные нами издержки, это не отразилось. В такой ситуации дополнительные расходы, как правило, несет перевозчик. В среднем сутки простоя обходятся в 1000 рублей, и если транспорт задерживается по вине клиента, эти расходы ложатся на него.

В данном случае речь идет об обстоятельствах непреодолимой силы, на которые это правило не распространяется. Поэтому каждые сутки простоя в среднем обошлись водителям, читай – транспортной компании – в 1000 рублей. Но здесь стоит учесть и другое: в межсезонье цена на автомобиль по этому маршруту составляет около 14 тысяч рублей, зимой она вырастает примерно на три тысячи как раз из-за возможности подобных ситуаций. По самым приблизительным расчетам один день стояния в пробке на трассе Волгоград – Саратов – Сызрань мог стоить около 250 тысяч рублей, исходя из того, что в снежном плену в конце января находилось порядка 250 машин. Это только потери транспортников, связанные с дополнительными затратами на питание, проживание водителей и обогрев машин. Я не берусь подсчитать, каков размер упущенной выгоды как владельцев транспортных средств, так и тех компаний, которые не могли получить вовремя свои грузы».

Стоит отметить, что далеко не все перевозчики сохранили в эти дни обычные тарифы на перевозки. Некоторые изначально подтвердили, что тарифы на перевозку в осложненных условиях будут завышены.

«В нынешние морозы нас эта ситуация не коснулась, поскольку просто не было заказов на направлениях, по которым трассы встали в ледяной пробке, – отметил эксперт компании ООО «Рэдвэй», отказавшийся от авторизованного комментария.

– Однако в целом повышение тарифов на услуги в таких форс-мажорных обстоятельствах – нормальное явление. Во-первых, в сильные морозы увеличивается расход топлива, во-вторых, оно должно быть более высокого качества. Исходя из того, что увеличиваются расходы на доставку груза, логичным выглядит и временный рост тарифов на услуги».

А вот разбираться с клиентами, не получившими вовремя свои товары, предпринимателям пришлось самостоятельно. Хотя, как утверждают юристы, в данном случае речь идет скорее об ущербе, компенсировать который вряд ли получится материально.

«В данном случае невыполнение условий договора произошло ввиду обстоятельств непреодолимой силы, что переводит отношения между продавцом и покупателем из сферы действия Закона о защите прав потребителей в сферу действия Гражданского кодекса, – отметил юрист ООО «Ваши права» Константин Беспалов. – Стоит понимать, что чрезвычайность обстоятельств снимает ответственность со всех сторон. А вот если задержка доставки товара происходит по вине продавца, скажем, менеджер потерял накладную, покупатель вправе взыскать с нерадивого продавца неустойку в размере 3% за каждый день просрочки, если речь идет, например, о доставке мебели. Заказав товар с предварительной оплатой, в случае нарушения сроков доставки клиент может рассчитывать на компенсацию в размере 0,5% за каждый день просрочки, причем обращаться в суд вовсе не обязательно, проблема может быть решена в претензионном порядке. В этом заинтересованы прежде всего сами продавцы, которым с случае проигрыша дела в суде присуждается еще и штраф в размере 50% от суммы иска. Именно поэтому они предпочитают не доводить подобные дела до суда».

Самыми уязвимыми перед лицом дорожных задержек, по мнению экспертов, являются производители.

«Поскольку ситуация на данном участке дороги активно освещалась практически во всех СМИ Волгоградской области и в Интернете, а в ее решении были задействованы оперативные группы ГУ МЧС России по Волгоградской области, спецтехника, то клиенты уже знали о неминуемой задержке своих грузов, – пояснил Алексей Дрябин. – Возможно, кто-то из них отказался от грузоперевозки или воспользовался услугами авиатранспорта для более оперативной доставки грузов. Задержка грузов может негативно сказаться на производственных предприятиях, организациях, занимающихся товарами народного потребления, пищевой промышленностью. И если продуктовые сети могут заполнить пустые полки магазинов за счет своих запасов или закупки продукции у местных поставщиков, то производственные предприятия могут оказаться в сложной ситуации».

Именно поэтому те, кто намерен делать ставку исключительно на автотранспорт, предпочитают страховаться от форс-мажора.

«Клиенты, очень зависящие от сроков доставки груза или условий его транспортировки, предпочитают более детально оформлять договора с грузоперевозчиками, – отметил директор ООО «ТрансМет» Виталий Брылев. – Это может быть как приложение к договору, в котором подробно прописаны все риски и ответственность за них, так и страхование груза. Те, кто вынужден регулярно обращаться к услугам автотранспортных перевозок, имеют достаточно ясное представление о том, что этот вид транспорта сопряжен с высокой степенью риска для груза. Авария с автомобилем может произойти в любой момент движения, и далеко не всегда это бывает вызвано погодными условиями.

К слову, волгоградские дороги в этом плане – далеко не самые худшие. Гораздо опаснее возить грузы за Урал, в Екатеринбург и Челябинск».

Не вовремя доставленная почта, задержки в поступлении заказов и даже перебои с поставкой продуктов, которых в этом году в области все же удалось избежать – не главная проблема, о которой аналитики предлагают задуматься в связи с проблемами на волгоградских трассах. Ставшие почти регулярными этой зимой заторы на трассе Волгоград – Саратов – Сызрань, как утверждают эксперты, должны стать серьезным тревожным звонком в связи с тем, что ожидания бизнеса в отношении автотранспорта в ближайшее время серьезно возрастут.

«Буквально в конце прошлого года мы говорили о серьезных проблемах, которые возникли сегодня в сфере железнодорожных перевозок, – отметил коммерческий менеджер ООО «Луис Дрейфус Коммодитиз Восток» Андрей Тарасьев. – Уже в конце осени прошлого года мы столкнулись с тем, что проблемы железной дороги, невозможность рассчитывать на ее оперативность, повышение тарифов, серьезно отразились на нашем бизнесе. Мы поняли, что не можем эффективно использовать емкость элеватора, в том числе и на приеме зерна. Для нас стало очевидно, что если не предпринять решительных мер, наша продукция, в частности зерно, становится неконкурентоспособной на внешнем рынке.

В качестве одной из таких мер мы рассмотрели покупку собственных вагонов для перевозки продукции. Мы уже сделали «пробный заход» в этом направлении, взяли в аренду новые вагоны, и эта идея нам понравилась. Но есть и второй вариант, который уже взяли на вооружение наши коллеги из Краснодарского и Ставропольского краев: отказ от услуг железной дороги и переход на автоперевозки. Вероятнее всего, это будет создание собственной автоколонны. При таком раскладе мы, конечно, будем в некоторой степени зависеть от природных катаклизмов, но в конечном итоге экономический смысл в таком подходе есть. Знаю, что эту идею рассматривают сегодня многие волгоградские производители. При таком подходе стоит ожидать серьезного увеличения нагрузки на наши автотрассы, и конечно, хочется, чтобы они оставались надежным каналом транспортного сообщения».