Обратите внимание! Введены новые правила оформления документов на отправку груза. Узнать подробнее.

ПЭК в СМИ

Дата публикации 27.07.2012
Налог на грузоперевозки: дорогам хорошо, людям плохо

Министерство экономического развития опубликовало разработанный Минтрансом проект постановления правительства. Он предполагает введение компенсации за проезд грузовиков по федеральным автотрассам. Проект распространяется на транспортные средства массой свыше 12 тонн. За километр пути будут взимать по 3,5 рубля. Эта мера, считают в ведомстве, довольно гуманная. Чтобы полностью возместить ущерб, причиняемый грузовиками, нужно брать как минимум 6,2 руб./км. В Европе эта сумма в среднем составляет 8,2 руб./км.

Для реализации проекта могут создать специального оператора системы, который бесплатно оснастит большегрузы бортовыми устройствами, определяющими маршрут через спутниковую навигацию ГЛОНАСС и рассчитывающими плату с автомобиля.

Владельцам, кроме техоснащения транспорта, нужно завести специальный лицевой счет в системе оператора. Со счета деньги будут списываться автоматически. Без регистрации в системе перевозочная деятельность станет невозможной. Деньги, полученные с большегрузов, якобы пойдут на развитие автомобильной сети.

Концепция разработана по аналогии с Европой. К примеру, в Германии система оплаты дорог Toll Collect споров у пользователей не вызывает, пишет РБК Daily. Однако, в свое время, момент запуска вызвал мощные протестные настроения. Даже в такой развитой стране. Учитывая российские реалии, помимо прописанной в законе суммы перевозчикам, вероятно, также придется оплатить и техническое переоснащение, и все формальности по соблюдению норм.

Налог на грузовики уже третий для российских перевозчиков. До этого им приходилось платить транспортный налог на большегрузы и акцизы на топливо. Естественно, подобная мера не сможет не отразиться на стоимости перевозок, а в конечном итоге, и на стоимости перевозимых товаров. Проект закона сами транспортные фирмы считают сырым. Компания «ПЭК» на рынке 11 лет, перевозит грузы по всей стране и имеет 74 представительства в России. На вопросы Raise.ru ответил Николай Полтаранин, директор по логистике «ПЭК»:

Raise.ru: Николай, понятно, что в Европе закон, пусть и с забастовками, но заработал. Но Россию рано сравнивать с развитыми странами? Заработает ли у нас подобная законодательная мера?

Николай Полтаранин: Предложенный проект постановления правительства выглядит несколько недоработанным. Думаю, что в такой версии, он принят не будет. Во-первых, он очень сложен в реализации. Во-вторых, придется полностью перестраивать всю систему автомобильных перевозок. В-третьих, требуется длительное время для налаживания предлагаемого механизма.

В-четвертых, в документе пока не указаны конкретные санкции к нарушителям, а значит, закон не будет соблюдаться. Однако если всё же он будет одобрен правительством, автомобильные перевозки сильно пострадают, увеличатся тарифы на грузоперевозки и, как итог, поднимутся цены на товары.

Raise.ru: Какова будет география пострадавших? И на какие именно товары могут подняться цены?

Николай Полтаранин: Поднимутся цены не только на импортные товары, но и на продукцию, перевозимую по территории России. Например, в летний сезон из Новороссийска, Ростова-на-Дону, Краснодара идет большое количество фур с фруктами и овощами весом не менее 20 тонн. Если возить не полные фуры весом менее 12 тонн, то чтобы компенсировать затраты, придется повышать стоимость на перевозку для клиентов. В результате, это отразится на стоимости конечных товаров. Особенно сильный урон понесут города Дальнего Востока – Хабаровск, Владивосток, куда поставляется все необходимое оборудование для производственных отраслей. Из-за этого бизнес там может вовсе «встать».

Кроме того, на логистическом рынке останутся самые сильные транспортные компании, уйдут мелкие перевозчики и индивидуальные предприниматели. Возникнет дефицит транспорта, что повлечет увеличение спроса на транспортные услуги и дополнительный рост тарифов на перевозку.

Raise.ru: Если не брать во внимание новое постановление, от каких факторов зависит тариф на грузоперевозки?

Николай Полтаранин: Стоимость рассчитывается с учетом расстояния до пункта назначения, размеров и веса груза, экспедирования, страхования груза, если данные услуги оказывает транспортная компания. Затраты компании на грузоперевозку состоят из зарплаты водителям, горюче-смазочных материалов, технического обслуживания и текущего ремонта.

От редакции. Некоторые эксперты полагают, что наиболее эффективным решением вопроса был бы поэтапный запуск системы. На первом ввести разумную плату и наблюдение за самыми интенсивными трассами, на втором - переходить к масштабному внедрению технологии. И наконец, раз сборы с тяжеловесных грузов предполагается тратить на строительство дорог, государству придется взять этот вопрос на жесткий контроль.