Обратите внимание! Введены новые правила оформления документов на отправку груза. Узнать подробнее.

ПЭК в СМИ

Дата публикации 24.07.2015
Грузовики едут на вторичку
Покупатели грузовых автомобилей перемещаются из салона новых машин на рынки подержанной техники. По данным компании «Автостат Инфо», если до сих пор вторичный рынок грузовиков демонстрировал падение, то в июне он напротив -- вырос.

Правда, рост пока незначительный: продажи в июне выросли на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 31,9 тыс. единиц. Но, вероятно, в будущем этот тренд продолжится. «Практически, все компании приостановили обновление автопарка до лучших времен. Старые автомобили списываются, однако запросы на перевозки нужно реализовывать, и для этого прибегают к услугам подрядчиков.

Сложившейся ситуацией можно объяснить некоторый рост продаж подержанной техники», -- комментирует Александр Дьяконов, руководитель направления логистической компании FM Logistic.

Среди грузовиков с пробегом повышенным спросом пользуются иномарки. По данным «Автостат Инфо», в июне в среднем их продажи увеличились на 7,8% (до 13 тыс. единиц), в то время, как спрос на российские грузовики упал в этом же месяце на 2,9% (до 18,9 тыс. шт.). Таким образом, доля иномарок на вторичном рынке в июне возросла до 40,4% (против 38,4% в июне 2014 года). А доля отечественные грузовики с пробегом за прошедший месяц понизилась на 2,9%, заняв 59,1% рынка (против 61,6% годом ранее). Наиболее значительно в июне спрос вырос на такие марки грузовиков, как MAN (+29,6%), Volvo (+13,5%), Scania (+18,4%), Mercedes (+21,1%), Hyundai (+54,6%).

Растущий спрос на иномарки на вторичном рынке объясняется, прежде всего, более высокой надежностью зарубежной техники. «Мы и наши действующие перевозчики в основном ориентированы на зарубежных производителей, такие автомобили более экологически чистые и надежные. Комфорт водителя находится не на последнем месте, и в этом также иномарки опережают отечественные машины», -- отмечает Дмитрий Воеводин, начальник отдела логистических операций транспортной компании DPD в России.

Рост спроса на подержанные грузовики продолжается на фоне драматичного падения рынка новой грузовой техники. По данным компании «Автостат», в июне продажи новых грузовых машин рухнули на 41,6% по сравнению с июнем прошлого года (до 4 тыс. шт.), а по итогам первых шести месяцев года падение составило и вовсе 46,6% (до 24,1 тыс.).

«Продолжающаяся сложная экономическая ситуация вкупе с девальвацией рубля, которая, кстати, в последние недели возобновилась, стали причинами как повышения издержек транспортных компаний, так и удорожания коммерческого транспорта. В том числе дороже стал лизинг, -- объясняет Юрий Зорин, исполнительный директор «Хино Моторс Сэйлс» (грузовики Hino). -- Санкции и высокие цены на товары сократили импорт в Россию, оставив без заказов многие транспортные компании, которые работали на международных маршрутах. Стоит упомянуть и сокращения по инфраструктурным строительным проектам. Все это негативно отразилось на рынке грузовых автомобилей».

Интересно, что в условиях падения спроса ведущий российский производитель грузовиков «Камаз» недавно объявил о предполагаемом росте спроса на свою продукцию в этом году. Как на днях публично заявил заместитель гендиректора компании по продажам и сервису Сергей Афанасьев, во второй половине текущего года предприятие рассчитывает продать на российском рынке 13,4 тыс. грузовиков, что в 1,8 раза больше, чем продано в первом полугодии (7520). По словам Афанасьева, сейчас в пользу «Камаза» играет девальвация рубля, а также предполагаемый рост государственных заказов. Одновременно компания активно обновляет свой модельный ряд – в частности, в этом году ожидается прирост продаж нового тягача «Камаз-545490». Участники рынка согласны, что сейчас у «Камаза» есть потенциал роста продаж.

«Отечественные производители имеют государственную поддержку по лизинговым программам, программе «трейд-ин», программам утилизации и т.д., -- говорит Дмитрий Иевлев, директор транспортного парка логистической компании «ПЭК». -- С учетом этих программ российские автомобили становятся более доступными. Также стоит отметить, что единственный российский грузовой автомобиль, который может использоваться для магистральных перевозок – это «Камаз». Таким образом «Камаз» может вполне пользоваться спросом в сегодняшних рыночных условиях».

Но даже при условии возможного оживления продаж российских грузовиков, в целом роста спроса новой грузовой техники в текущем году ожидать вряд ли стоит. «Не думаю, что можно питать иллюзии по поводу роста объёмов продаж новых грузовиков в этом году. Я соглашусь с прогнозами, что падение по нынешнему году останется на уровне 40% по сравнению с прошлым годом, -- считает Павел Виклейн, директор по маркетингу «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн» (грузовики BAW). -- Попытки помощи государства в виде субсидирования ставок и программы утилизации удерживают рынок коммерческого транспорта от ещё большего падения, но в целом экономическая ситуация пока остаётся прежней. Возможно в 2016 году, когда экономика перестроится на новые рельсы, рост продаж грузовиков будет, но при этом он не будет существенным».